Урок окружающего мира. Кладезь добра.

Абросимова Валентина Викторовна

Статья опубликована в журнале "Новое образование" № 1 2007 г.


 Цели мастерской:

- построение знаний об экосистеме болота;

- развитие умений систематизировать информацию;

- формирование ценностного отношения к миру живой природы экосистемы болота.

 

Ход мастерской:

  1. В качестве индуктора в начале занятия учитель предлагает детям составить картину из пазлов (конверты с пазлами есть в каждой группе).

  2. Афиширование групповых работ в классе.

  3. Социоконструкция. Как вы думаете, что изобразил художник на ваших картинках? Обоснуйте свое мнение.

  4. Социализация в классе.

  5. Самоконструкция. Какие ассоциации возникают у вас при слове «болото». Запишите слова-ассоциации на листочках, поделитесь своими мыслями и чувствами в группе.

  6. Социализация в классе.

  7. Самоконструкция. Используя слова-ассоциации, напишите текст на тему «Болото». Прочитайте в группе тексты друг другу, выберите один для чтения всему классу.

  8. Социализация в классе.

  9. Социоконструкция. В народе говорят: «Болото, с одной стороны, беда, а с другой   - кладезь добра». Какие мысли и вопросы возникли у вас по поводу данной пословицы? Поделитесь ими в группе и представьте всему классу.

  10. Социализация в классе.

  11. Работа с информацией. Учащимся выдаются информационные карточки, рассказывающие об образовании болот, торфа, о растительном и животном мире болота, а также рисунки – иллюстрации (см. Приложение). В процессе чтения детям предлагается заполнить таблицу:

Способы образования болот Растительный мир болот Животный мир болот «Плюсы» болота «Минусы» болота
         

После прочтения каждой информационной карточки происходит обсуждение прочитанного и заполнение одной из колонок таблицы.

  1. Афиширование таблиц, составленных учащимися.

  2. Рефлексия.

- Согласны ли вы с пословицей?

- Почему болото – беда и одновременно – кладезь добра?

- Послушайте звукозапись (звуки болота). Где можно услышать такие звуки? Что именно вы услышали?

- Какие новые чувства и мысли возникают у вас, когда вы слышите эти звуки?

- Что вас удивило в сегодняшней мастерской?

 

Приложение.

Образование болот

Болота образуются по-разному. Чаще всего они образуются в низинах со стоячими водоемами. В бессточном озере вода застаивается и постепенно зарастает водорослями, ряской, осокой, мхами. Ручьи и реки несут в озеро песок и глину, от этого оно мелеет, покрывается толстым, зыбким, пружинящим, чавкающим слоем, ходить по которому опасно – можно провалиться и увязнуть.

Также болото может образоваться на лугу, в лесу, когда здесь застаивается вода. Образуются болота и там, где необдуманно вырубают лес или где прошли лесные пожары. Подпочвенные воды, которые испарялись листвой деревьев, начинают выходить на поверхность и заболачивают местность.

Мох сфагнум, или как происходит образование торфа на болоте

Мох сфагнум обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10 г мха (а это вес одного спичечного коробка) может «выпить» целый стакан воды. Еще одно интересное свойство сфагнума – лечебное. Это растение может убивать микробы. Поэтому высушенный сфагнум используют вместо бинтов и ваты. Посмотри на рисунок. Мхи уходят стеблями вглубь, зеленые части видны лишь у поверхности. Ниже остаются белесые отмершие части сфагнума.

Разрушителям трудно жить в болотной почве. Под слоем мха все время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. К тому же сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф. А торф очень ценен. Его используют как топливо для тепловых электростанций, как удобрение на полях и как сырье на химических заводах, применяют в строительстве.

Животный мир болота

Животными болота не так богаты, как леса или луга. Здесь много комаров, слепней, мошкары, стрекоз, пиявок. Здесь раздолье для лягушек и их головастиков. В болотах обитают змеи.

Заросли растений вокруг болот служат местом жизни и кормления многих птиц. Здесь живут кулик, чибис, цапля, журавль, выпь, белая куропатка. Крупные животные на болотах не живут. Только в поисках пищи сюда могут зайти кабаны, лоси, зайцы, волки.

Одна из интереснейших болотных птиц – выпь. Она селится в тростниковых и камышовых зарослях, среди которых есть участки стоячей воды. Своеобразна окраска оперения выпи. Общий тон ее рыжевато-бурый. Рыжий и бурый цвета расположены так, что издали похожи на полосы, проходящие вдоль тела. Это делает выпь невидимой  среди таких же рыжевато-бурых стеблей болотных трав.


 

© 2015 "Новое образование"
Педагогический научно-методический журнал.
Перепечатка материалов осуществляется только с разрешения редакции.
При цитировании ссылка на сайт www.nojournal.ru обязательна.