Урок английского языка. Высокотехнологичная жизнь: за и против.

Ильина Ольга Николаевна
Статья опубликована в журнале "Новое образование" № 3 2008 г.


 

Цели  урока:

-  совершенствование фонетических, лексико-грамматических навыков монологической  речи на основе прочитанного;

- формирование умения отстаивать свои позиции в полемике со сверстниками;

- формирование дискуссионной культуры учащихся,  умения принимать коллективное решение.

Оформление: плакаты с изображением различных машин, приборов по теме «Изобретения», а также список ключевых слов по теме на доске.

Антенна Aerial
Трактор Tractor
Тостер Toaster
Космический корабль Spacecraft
Подзорная труба Spyglass, telescope
Ноутбук Notebook
Электричество Electricity
Электрическая лампа Electric(al) lamp
Сотовый телефон Mobile telephone
Телефон (cord) telephone
Утюг iron

 

Стадия Вызова

1. Greeting. Glad to see you, children. How are you?

2. Warm-up. Every day people all over the world use inventions. Some people think that technology will save the world and make it better, some others think that technology will ruin the society because we are too dependent on electric and electronic gadgets and machines.

What gadgets and machines make our life dependent?

3. 1) Today we’ll discuss the ideas, connecting with inventions. Work  in groups of 4-6 per-

sons. Name 3 things that you can hardly live without and 3 things you think are use

      less for you. Ученики самостоятельно заполняют табличку из двух колонок: в первую колонку записывают приборы, без которых они не могут прожить, а во вторую – те, которые не представляют для них особой ценности.

2) Compare your list with the list of your groupmates. Which things were named most often in the 1st category? And in the 2nd category? Ученики обмениваются ответами, после чего учитель просит их поделится своими размышлениями со всем классом.

EX (пример высказывания): _____ , ______ , _______ are useful.

                                              _____ , ______ , _______ are useless.

(Computer, TV set, telephone are most useful. Spacecraft, telescope and a talking alarm clock are useless for me.)

4. Some pieces of technology are more important for us than others. Guess, what are they or  what is it?

Ex. 1, p.212.

“I think this is the most useful invention that I can imagine. I can take it anywhere I like. I have to keep in touch with my office whenever I travel. It’s fantastic to be able to call them up as you’re driving up the motorway. And they can even get in contact with me if they want.” Учащиеся обмениваются мнениями в группе, после чего озвучивают свои предположения для всего класса.

EX: I guess ( I bet / I think ), it’s a (mobile telephone ).

5. One of the problems with cell phones and pagers is that they can be a major distraction.  There’s nothing worse than someone’s cell phone ringing in the middle of something important. And if the people actually start talking, it’s even worse. This is why many teachers are trying to ban cell phones and pagers from school. They claim the devices disrupt their classrooms and break their students’ concentration. Worse, if they go off during a test, they can really hurt someone’s grade.

But lots of people disagree. They say kids need pagers and cell phones. Some kids have to keep in touch with parents and work. Rather than banning pagers and mobile phones, some say that school officials should just make kids use them responsibly.

What do you think? Should cell phones and pagers be allowed in class?

Все  учащиеся делятся на две  группы по принципу «согласны» - «не согласны».

Стадия Содержания

Ученики знакомятся с  памятками для игроков, участвующих в дискуссии.

Памятка для игроков

После того, как была объявлена тема дискуссии и после того, как было определено, за какую команду вы играете, соберите все необходимые материалы, которые, по вашему мнению, могут пригодиться. Используйте информацию из газетных статей, телевизионных передач, Интернета: не ограничивайтесь материалами, полученными на уроке.

Подберите и подготовьте материалы заранее!

Выделяйте свои аргументы. Они должны быть ясными и чёткими, компилируйте материалы из различных источников.

Постарайтесь предсказать, какие аргументы может привести противоположная команда. Подумайте над тем, как их опровергнуть.

Подумайте над тем, какой может быть реакция вашего оппонента на ваши аргументы.

Постарайтесь сделать вашу речь логичной. Не забывайте о времени: следует подготовить её заранее.

Даже если вы видите, что ваш оппонент приводил лучшие аргументы, вы должны продолжать убеждать слушателя в своей правоте.

Следите за своим поведением: голосом, жестами, внешностью. Будьте вежливы и тактичны в своих замечаниях: ваши баллы будут подсчитаны жюри.

Следите за своей речью. Используйте активную лексику.

 

На этом этапе учитель внедряет  в группы учеников, которые будут выполнять  роли «помогающего» и «мешающего» в работе. В индивидуальном порядке они знакомятся со своими обязанностями:

    Отвлекающий от задачи Привлекающий к задаче
«Пытайся отвлекать группу от решения поставленной задачи. Старайся действовать так, чтобы члены группы не догадались о твоей роли. Ни в коем случае не нарушай работу группы. Просто пытайся время от времени отвлекать внимание группы, заводить разговор об интересных, но посторонних вещах, не связанных с решаемой задачей» «Твоя цель – пытаться постоянно привлекать внимание всех членов группы к решаемой задаче. Старайся действовать так, чтобы члены группы не догадались о твоей роли. Если группа отвлекается от решения задачи, попытайся вернуть к ней внимание. Типичные выражения: «Кстати, о нашей задаче…», «А мы успеем решить задачу в оставшееся время?», «А это интересная задача!»

 

Один из учеников в той и другой группе становится наблюдателем и выполняет следующую работу по заполнению оценочного листа.

Оценочный лист

Уважаемый наблюдатель!

  1. Попробуйте объективно оценить участие в дискуссии одного из добровольцев.

  2. Для того, чтобы тебе было легче выполнять это упражнение, обрати внимание на следующие критерии, которые тебе помогут быть объективным и справедливым (см..таблицу).

  3. Оценивай своих товарищей, используя следующую шкалу: +3; +2; +1; 0 – точка отсчёта; -3; -2; -1.

  4. Оцени поведение наблюдаемого тобой ученика по таблице ( «+» - положительно; «-а» - отрицательно).

  5. В конце попробуй выставить оценку и обосновать её.

  6. Затем ты можешь обсудить свои впечатления с другими учениками, которые наблюдали за тем же участником.

 

Активен +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Неактивен
Придерживается темы               Отклоняется от темы
Дружелюбен               Агрессивен
Внимательно слушает               Не слушает никого
Исходит из предыдущего выступления               Ни с кем не церемонится
Смотрит на участников               Смотрит на учителя
Привносит собственные идеи               Бессмысленно повторяет чужие идеи
Воодушевляет других               Отпугивает других
Способствует продвижению беседы               Тормозит беседу
Говорит полными предложениями               Говорит обрывками фраз
Говорит убедительно               Несёт чушь
Готов пойти на компромисс               Несговорчив
Говорит умеренно               Говорит слишком много
Говорит понятно               Говорит пространно
Говорит оживлённо               Откровенно  скучает
Даёт другим высказаться               Прерывает других

 

Этапы дискуссии

Учащиеся занимаются подготовкой своих позиций: изучают различные тексты (ex. 2, p.233, student’s Book, а также тексты из газет о мобильных телефонах)

Презентация позиций той и другой группы. Варианты ответов учеников:

1) We are “FOR” mobile telephones, because they are very useful for people. They are small, but they can do many pleasant or important things: they can take pictures, play music and games and connect to Web sites – it’s all about thinking small and mobile. Nowadays mobile telephones with cameras can shoot video. So, they develop us. Besides, mobile telephones help parents to be in touch with their children, to control them.

2) We are “AGAINST” mobile telephones. We’ve read that they are more dangerous than driving under the influence of alcohol. Then, their signals can course cancer (or health risk) in humans. The Expert Group also warns that children less then 16 years of age should be discouraged from using mobile phones.

Writing SMS people and children use the mangled spelling and syntax , it harms literacy skills of young ones.

Besides, mobile phones is a big problem for police. Cases of street and school robbering are rising.

 

Стадия Рефлексии

На следующем этапе обе группы должны выработать общее конструктивное решение, которое учитывало бы точку зрения как первой, так и второй группы. Учитель предваряет эту работу следующими словами:

We see, that such a popular and necessary thing like a mobile telephone has both positive and negative sides for children. From one side, they help, from another side, they harm. And now we  must make only one decision for both sides, for everyone at school: Should cell phones and pagers be allowed in class or not? I suggest you to come to agreement. Do you have any ideas?

После этого каждая из групп докладывает, какое итоговое решение она приняла, учитывая позицию другой группы.

1) We decided to allow mobile telephones because almost all of us have them and we can’t imagine life without them…

2)  We decided to allow mobile telephones because we don’t really think about their harm, we get pleasure from games and music, we get a contact with parents or friends…

 

На последнем этапе урока ученики анализируют работу своей группы, отвечая на следующие вопросы:

- Что у нас получилось? Что не получилось? Что мы в следующий раз должны сделать также, а что изменить? Что нам мешало, а что помогало в работе (учитель рассказывает ученикам о скрытых ролях привлекающего и отвлекающего от задачи)?

Для анализа работы группы привлекаются  наблюдатели. Они рассказывают группе, какие положительные и отрицательные моменты заметили в работе отдельных учеников.

Учитывая выступление наблюдателя, группа составляет план совершенствования работы, который озвучивает для всего класса.

Home task. Поделитесь на пары, выберите какое-то изобретение, значение которого не однозначно в нашем мире, распределите роли внутри пары и подготовьте мини-дискуссию по этому поводу, аналогичную той, которую мы осуществили сегодня в классе.

© 2009 "Новое образование"
Педагогический научно-методический журнал.
Перепечатка материалов осуществляется только с разрешения редакции.
При цитировании ссылка на сайт www.nojournal.ru обязательна.