Семь смертных грехов школьного учителя

Талант – от Бога, реализация таланта – от человека.
И. Шевелёв

     Всегда хотела быть учителем. Учителем английского. Любила этот предмет в школе. Людмила Поликарповна, наша учительница английского языка, была женщиной миниатюрной, но меня всегда поражала глобальность и глубина её мышления. Её слова и поступки зачастую носили особый, скрытый смысл, некий подтекст, раскрывая который, мы каждый день делали для себя новые открытия. Именно поэтому её предмет любили все.
     Сейчас я сама — учитель. Работаю в лицее – учреждении, где образовательные программы базируются на принципах непрерывного и развивающего обучения. Главной задачей для себя считаю — строить свою работу так, чтобы мой предмет тоже любили все. И чтобы каждый был в нём успешен. Говорят, это мне даётся легко: в лицее много одарённых детей.
     Но что значит много? И что значит — одарённых? Если ребёнок победил в олимпиаде — значит, одарённый. Выиграл в конкурсе – одарённый. Отличник по предмету – конечно, одарённый. Но возникает вопрос: а что же остальные? Бесталанные? Печально, что именно такой точки зрения придерживаются многие учителя! Признаться, и мне раньше тоже так казалось...
     Но одарённость в предмете – это тот вид способностей, который лежит на поверхности. Его сразу видно, не надо прилагать для его поиска и развития очень больших усилий. Этим и пользуются некоторые учителя, эксплуатируя этот дар у своих самых ярких учеников. Почему же они не стремятся развивать одарённость в каждом ребёнке? Ведь она проявляется не только в предметной области, но и в других видах деятельности и гранях личности ученика! В процессе своей педагогической деятельности я много думала над этим вопросом…
     Ответ на него оказался довольно неутешительным. Как оказалось, в основе эксплуатации предметной одарённости лежит то, что на библейском языке называется похотью — жадным стремлением получить высокий результат быстро и без каких-либо дополнительных усилий. Например, легко и просто на олимпиаду по английскому языку отправить Пашу, который имеет оценку «5» за четверть, постоянно занимается дополнительно в каком-нибудь языковом центре и побывал уже во всех англоговорящих странах мира, оттачивая свое лингвистическое мастерство. Уж он-то обязательно займёт первое место!
     Когда это происходит, то есть желаемый результат достигнут, сразу приходят на ум Маша, у которой мама – учительница английского языка, и Света, которая вообще всю жизнь жила в Америке, а в нашей школе учится только с прошлого года. И этих учеников учитель посылает участвовать в ежегодном международном конкурсе, где они, несомненно, занимают хорошие места. Это сродни чревоугодию: учитель не может насытиться лёгкими и быстрыми достижениями учеников, ему надо ещё и ещё.
     Потом возникает гордыня. Учитель получает грамоты, благодарственные письма, общественное признание среди коллег. Он уже свысока смотрит на других, не таких успешных учителей, отказывается принимать участие в мероприятиях, которые, как ему кажется, не соответствуют его высокому статусу.
     Дальше проявляется алчность. Учитель начинает требовать премии и денежные вознаграждения за его «непомерные» труды. А когда ему в этом отказывают, возникает гнев: «Вы не понимаете, как это трудно! Почему я должен работать бесплатно?»
     Но ничто не существует вечно. Вдруг находится другой учитель, у которого количество одарённых в предмете учеников больше, а результаты лучше. Тогда появляется зависть. Она постоянно гложет, подавляет, разрушает учителя изнутри.
     Постепенно возникает чувство глубокого уныния и безразличия к профессии. И учитель даёт себе зарок: «Больше я не буду стремиться быть лучшим. Буду работать спокойно, как все».
     Вот конечный результат совершения семи смертных грехов в работе с детскими дарованиями. Это приводит не только к профессиональному выгоранию учителя, но и к более страшным последствиям. Во-первых, что же всё это время делали «не одарённые» в предмете ученики? Просто сидели на уроках? А во-вторых, что дало ученикам в будущем развитие только предметной одарённости? Школа закончилась — закончилась и одарённость?
     Всерьёз задуматься над этим меня заставили слова Августа Бебеля: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком». Я поняла, что мне нужно делать!
     Сейчас на своих уроках я стараюсь развивать способности каждого ребёнка, вовлекая учеников в различные виды деятельности, давая им возможность пробовать себя в разных амплуа. А интеграция урочной и внеурочной деятельности позволила раскрыться их самым разносторонним талантам и способностям.
     Так, например, в нашем лицее ежегодно проходит Международная конференция «Таинственный туманный Альбион». В рамках трех секций: «Страноведение», «Наука», «Искусство» — учащиеся представляют свои исследования и защищают проекты на английском языке. За два последних года мои учащиеся разработали и представили на конференции такие проекты, как справочник по грамматике английского языка для младших школьников, интерактивная игра-экскурсия на английском языке «Welcome to Britain, dear guests!» для учащихся 6-7 классов, путеводитель по г. Воткинску.
     А чего стоит «Неделя зарубежной культуры» — одна из самых интересных и любимых учениками форм речевой практики! Такие Недели проходят раз в четверть и посвящены культуре разных стран — обычно тех, откуда приезжают в лицей иностранные школьники. В течение шести дней все педагоги и учащиеся разговаривают на языке выбранной страны. Для этого мы с ребятами разрабатываем специальные мини-разговорники, которые используют остальные дети и педагоги лицея. Таблички на кабинетах, вывески, меню в столовой - всё переводится на иностранный язык.
     Интегрированный курс «Биология на английском», игры «Дебаты», занятия в клубе «Tea club», участие в конкурсах, телемосты и непосредственное общение с иностранными сверстниками делают своё дело: ученики любят и знают английский язык, что позволяет им успешно сдавать авторитетные международные экзамены PET и KET с получением бессрочных сертификатов.
     Теперь я совершенно точно знаю, что все дети являются одарёнными. Они уже рождаются такими. И наша задача выявить, развить детскую одарённость и найти ей применение.
     А кроме предметных способностей, у них существует множество других, не менее замечательных качеств. Кто-то лучший пловец, кто-то лучший актёр, а кто-то — лучший друг. Если мы, учителя, поможем нашим ученикам развить лучшие стороны их личности, то в будущем мы получим уверенное в себе поколение людей, знающих, чего они хотят, и стремящихся к постоянному самосовершенствованию. Это ли не главная цель истинного современного образования?!

Юлия Девятых

© 2015 "Новое образование"
Педагогический научно-методический журнал.
Перепечатка материалов осуществляется только с разрешения редакции.
При цитировании ссылка на сайт www.nojournal.ru обязательна.