Ольга Тихонова, Ангелина Иванова, Надежда Волоскова. Пустыни России

     Урок естествознания в 4 классе

 

Учебник: Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы в 2 ч. Ч. 1.
Авторы: А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова.
 

     Цели урока:
- построение знаний о пустынях России;
- формирование умения анализировать и систематизировать информацию;
- развитие навыков работы в группе, умения принимать коллективное решение и оценивать собственный ответ.
     Приемы: кластер, чтение с пометками.
 

     Стадия Вызова


     1. Ребята, давайте сядем в вертолет и отправимся в путешествие по природным зонам. Сегодня мы полетим в пустыню. Итак, наш вертолет садится. Осмотритесь вокруг и расскажите мне, что вы видите. Учитель фиксирует информацию на доске в виде кластера сразу или предлагает детям вначале создать кластер в группе, задав в схеме направления для размышления.
     Все версии учеников относительно данных категорий информации записываются в кластер. Появляются записи с вопросительным знаком (дети сомневаются относительно правильности данных ответов или одни ответы противоречат другим ответам). Учитель предлагает детям обсудить некоторые ответы, аргументируя свое мнение и в том случае, если они выступают «За» и в том случае, если они выступают «Против» данной версии. Таким образом проблематизируется материал.

     Стадия Содержания

     2. Учитель выдает каждому ученику напечатанный текст (приложение №1). Все работают на этом этапе самостоятельно. Задание, которое должны выполнить ученики, заключается в следующем: ученик, читая текст, ставит на полях «пометки» («+», «-», «?», «V»). После чтения текста детям предлагается заполнить таблицу:

«+» новое «-» думал иначе «?» есть вопросы «V» уже знал
       

 

     Стадия Рефлексии

     3. Дети рассказывают друг другу в группе о своих наработках (делятся записями из таблицы).
     4. Учитель просит отдельных учеников рассказать о записях в его таблице.
     5. Обсуждение колонки «вопросы» (возможно, другие ученики в классе знают ответы на вопросы своих товарищей).
     6. Каждый ученик получает чистый лист и создает кластер в исправленном виде, учитывая информацию, которую получил при чтении текста. Новые кластеры обсуждаются в группе и в классе.
     7. В конце урока учитель предлагает детям представить, что они оправились в пустыню в качестве ученого-исследователя.
     - Напишите, на какой вопрос вы будете искать ответ в качестве исследователя.
     Дети делятся своими вопросами, обсуждают с учителем источники информации, к которым могут обратиться, выполняя эту работу в качестве домашнего задания.

     ! – учитель должен заранее подготовить список литературы по данной теме, чтобы предложить детям конкретные источники информации, с указанием глав, параграфов,
страниц.

     Приложение 1

                                                                              Пустыни России
     В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовья Волги. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней.
     Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днем до 70 градусов, а температура воздуха в тени поднимается выше 40 градусов.
     Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за все лето не бывает ни капли дождя.
     Одно из самых известных растений пустыни – верблюжья колючка. Ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Даже в самый сильный зной верблюжья колючка ярко-зеленая. Она действительно колючая, но, несмотря на это, ее охотно поедают верблюды.
     Очень ценным растением пустыни является колосняк. Его корни хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. Такую же работу выполняет в пустыне джузгун. Интересно, что у этого кустарника роль листьев играют зеленые веточки.
     Каждое животное пустынь по-своему интересно. Вот, к примеру, тушканчики. Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают. Да еще как! До 3 метров бывают у них прыжки. Это раз в 20 больше длины тела зверька.
     Обычными обитателями пустынь являются песчанки. Эти грызуны роют сложные, разветвленные норы и живут в них группами.
     В пустыне встречаются ушастый еж и маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных замечательны сайгаки. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды.
     В пустыне немало пресмыкающихся, например песчаный удавчик, ящерица-кругоголовка, ящурка быстрая. Очень интересна ящерица-кругоголовка. Она способна в момент опасности почти мгновенно зарываться в песок.
     Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды.
 

© 2010 "Новое образование"
Педагогический научно-методический журнал.
Перепечатка материалов осуществляется только с разрешения редакции.
При цитировании ссылка на сайт www.nojournal.ru обязательна.