Ох уж эти проблемы!

 

      Как часто, столкнувшись с проблемой, взрослые люди впадают в уныние, а то и в депрессию, как часто убегают, прячутся от проблемы, делая вид, что ее не существует. При этом они продолжают действовать в соответствии со сложившимся стереотипом, отказываясь понять, что ситуация давно изменилась и старые способы поведения не помогают прийти к успеху, а лишь порождают новые проблемы.

      Страх перед возникающими проблемами, вызывающий к жизни такое непродуктивное поведение, во многом объясняется неумением их решать.

      Это, увы, вполне объяснимо, ведь у многих из нас просто не было опыта эффективного решения проблем. В детстве, когда самое время всему этому учиться, дети ограждаются от проблем любящими, заботливыми родителями: мамы и папы берут на себя все бытовые хлопоты, вместе с ребенком (или вместо ребенка) учат школьные уроки, исполняют его просьбы и даже капризы. А как же иначе?! Неужели специально создавать ребенку проблемы, осложнять ему жизнь, чтобы закалить перед жизненными трудностями и неурядицами?

      На этот непростой вопрос психолого-педагогическая наука давно нашла ответ. «В жизни, - пишет известный психолог С.Л. Рубинштейн, - никто специально не подбирает для человека таких ситуаций. Он должен сам проложить путь сквозь различные ситуации и обстоятельства, часто идущие вразрез с его линией и толкающие его на другие пути» (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - С. 466). Но в игровой и учебной деятельности проблемные ситуации не только могут, но и должны быть созданы педагогом, который умело подведет детей к проблеме, помогая увидеть и осознать ее, и так же умело направит их по пути поиска, обеспечивая приобретение школьниками опыта успешного самостоятельного решения проблем.

      Такой позитивный опыт на руку и самому педагогу, ведь в сегодняшней образовательной ситуации проблемы поджидают его буквально на каждом шагу. Введение новых стандартов требует пересмотра традиционных методов ведения урока для получения качественно иных образовательных результатов. А новые результаты надо как-то по-новому оценивать!.. Еще одно, не до конца понятное новшество в сложившейся образовательной практике — организация внеурочной деятельности. Изменившаяся социальная ситуация заставляет искать новые формы воспитательной работы с детьми, направленные на их успешную социализацию. А дети, как, впрочем, и их родители, стали нынче совсем другие...

     Обо всех этих проблемах — разговор на страницах свежего номера журнала: как учить детей решать проблемы на уроке? в чем специфика внеурочной деятельности? как диагностировать и оценивать достижения учащихся? как эффективно взаимодействовать с их родителями?

     Желаю вам, дорогой читатель, увлекательного и вдумчивого чтения в диалоге с авторами статей, и приглашаю к продолжению разговора в следующих номерах журнала. Делитесь с нами и с коллегами своим опытом успешного решения проблем!

 

Ваша Елена Блинова

 

© 2015 "Новое образование"
Педагогический научно-методический журнал.
Перепечатка материалов осуществляется только с разрешения редакции.
При цитировании ссылка на сайт www.nojournal.ru обязательна.