Ирина Романова. "Тихая жизнь вещей"

     Мастерская построения знаний на уроке изобразительного искусства в 5 классе.
 
     На этом уроке дети впервые познакомятся с таким жанром изобразительного искусства, как натюрморт. На предыдущем уроке они получили домашнее задание: принести из дома вещь, которую они почему-то считают необыкновенной. Дети до урока вырезают из цветной бумаги вазу, фрукты, готовят фон, не зная еще, для чего все это им понадобится.

     1. Покажите друг другу в группе свои необыкновенные вещи и расскажите, что в этой вещи необыкновенного для вас. Пусть кто-то один в группе записывает во время рассказа товарищей слова, которые подчеркивают «необыкновенность» вещи.
     2. Выберите одного человека от группы, который бы всем рассказал о своей необыкновенной вещи и зачитал слова, записанные во время обсуждения всех необыкновенных вещей.
     3. А теперь назовите чувства, которые вы испытываете, когда общаетесь с этой вещью. Мастер записывает название чувств на доске в столбик.
     4. Мастер вывешивает на доске картину (обычный натюрморт, на котором изображены фрукты, ваза и скатерть). Предлагаю вам выполнить следующее задание: посовещайтесь в группе и перечислите все необыкновенные вещи, которые изображены на этом полотне. Если дети называют какие-то необыкновенные вещи, то дальше мастер просит их сравнить «свои» необыкновенные вещи с теми, что на полотне. Если дети говорят, что здесь все вещи «обыкновенные», то он просит их объяснить, почему тогда художник их изобразил.
     5. Назовите чувства, которые вы испытываете, глядя на эту картину. Есть ли перекличка с ранее вами названными чувствами?
     6. Данный жанр изобразительного искусства называется «натюрморт». Придумайте в группе определение для этого жанра.
     7. Обсуждение определений в классе.
     8. Мастер открывает на доске несколько репродукций, дополняющих представление о натюрморте (здесь и изображение мяса, дичи и т.д.) и предлагает детям дополнить свои определения.
     9. Мастер предлагает «свое» определение натюрморта, говорит о том, что первыми создателями натюрморта являются голландцы. Натюрморт определяют как «мертвую натуру» или «тихую жизнь вещей».
     10. Давайте поразмышляем над этой картиной. Скажите, как вам кажется, изменится ли что-то в картине, если мы уберем один из элементов. Мастер закрывает чистым листом поочередно вазу с цветами, блюдо с яблоками и просит объяснить, что меняется в восприятии картины.
     11. Определенное расположение вещей на картине называется композицией. Рассмотрите 5 рисунков. Выберите среди них рисунок, на котором вещи расположены наиболее удачно. Объясните, что вам не нравится на других рисунках. См. приложение №1.
     12. Обсуждение в группе.
     13. Обсуждение в классе. Мастер записывает на доске законы «правильной» композиции.
     14. А теперь сделайте из обыкновенных вырезанных вами предметов нечто необыкновенное – необыкновенный натюрморт. Не забывайте о признаках необыкновенного (список чувств, которые возникают при рассматривании вещей необыкновенных) и о правилах расположения вещей. Работаем вместе, в группе.
     15. Придумайте для своего натюрморта название и запишите его под изображением.
     16. Афиширование (все натюрморты вывешиваются на доске, представители от каждой группы рассказывают, как назвали свою картину и почему).
     17. Последнее задание выполните самостоятельно. На своем листочке запишите СВОЙ ответ на вопрос:
      «Натюрморт – это «мертвая натура» или «тихая жизнь вещей»?
      Напишите 2-3 предложения.
     18. Обсуждение ответов в группе.
     19. Чтение одного ответа от группы для всего класса (дети сами выбирают наилучший ответ от группы). Выслушиваем ответы и тех учеников, кто желает прочитать свой ответ в дополнение к услышанному.
     20. Домашнее задание: создайте дома «свой» необыкновенный натюрморт из «настоящих» вещей, сфотографируйте его и принесите фотографию в класс (работу можно выполнить в паре или в группе).
 
     Приложение № 1
 
       
 
     Методический комментарий к мастерской «Тихая жизнь вещей».  

     Целью данного занятия является
     • знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства;
     • расширение представлений о композиции и ее роли в создании художественного произведения.

     Наряду с этими, обучающими, или познавательными, целями важной является цель формирования личностной значимости изучаемой темы, а именно формирование каждым учеником собственного эмоционально-ценностного отношения к натюрморту.
     Развивающий аспект триединой образовательной цели заключается в развитии умений творческой интерпретации произведения изобразительного искусства: на уровне создания собственного произведения и восприятия и оценки произведения, написанного художником.
     Данное занятие построено в соответствии с требованиями технологии мастерских:
     Первое задание мастерской является индуктором (принести необыкновенную вещь и рассказать о ней). Оно способствует появлению познавательных мотивов, т.к. создает интригу (а как это связано с темой урока?), а потому порождает интерес и определенный информационный запрос (какое оно – необыкновенное?), а также актуализирует представление учащихся о «необыкновенном». Кроме того, первое задание напрямую связано с основной идеей мастерской: мир прекрасен сам по себе, надо только уметь видеть его красоту и необыкновенность.
     Второе задание предполагает «разрыв» в представлении учащихся о «необыкновенном»:
самые обыкновенные вещи (яблоки, скатерть, ваза, цветы) превращаются в нечто удивительное под кистью художника. На этом этапе происходит столкновение с проблемой и постановка собственных (внутренних) целей деятельности (что нужно сделать, чтобы «обыкновенные» вещи превратить в «необыкновенные»?).
     На уровне следующего задания (определение натюрморта) дети делятся своим первоначальным представлением об этом жанре изобразительного искусства, но в контексте предыдущего «необыкновенного» задания. Знакомство с другими натюрмортами и другим определением натюрморта вводится по принципу «деконструкции – реконструкции»: каждое следующее задание дополняет, с одной стороны, представление об изучаемом явлении искусства, а, с другой стороны, разрушает возникшее на предыдущей стадии. Работа с композицией предполагает осознание учащимися техники создания натюрморта как способности превращать «обыкновенное» в «необыкновенное». Причем, каждое задание предполагает самостоятельное построения знаний.
     Следующая работа по созданию собственного натюрморта становится действительно востребованной, внутренне мотивированной.
     Этап афиширования и защиты собственных натюрмортов (объяснение смысла названия) позволяет выявить уровень осмысления и глубину проникновения в данную тему.
     Этап рефлексии совпадает с написанием последнего текста в мастерской. Каждый ученик, выбирая то или иное определение натюрморта, фактически демонстрирует свое личностное отношение к теме и проговаривает личностно значимые смыслы ее изучения.
 

© 2010 "Новое образование"
Педагогический научно-методический журнал.
Перепечатка материалов осуществляется только с разрешения редакции.
При цитировании ссылка на сайт www.nojournal.ru обязательна.