Елена Блинова. Как сделать хорошую мастерскую

     Мастерская давно нашла своих восторженных поклонников и убежденных приверженцев среди …учеников, тех, которым посчастливилось пережить ее хотя бы однажды. Мастерская вдохновляет на творчество, исследовательский поиск, заставляет всерьез размышлять над проблемами бытия, учит формировать и формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию, прислушиваться к себе, доверять себе, верить в себя. Мастерская не оставляет равнодушным ни одного из ее участников.

     Однако такого эффекта можно достичь лишь в мастерской, грамотно, профессионально сконструированной. Учителя, имеющие опыт ее создания, знают, какое это непростое занятие. Мастерская требует от педагога обширных знаний в предметной области, порой далеко выходящих за рамки программы, умения взглянуть на мир не глазами узкого специалиста, а взглядом философа, способности к творческому самовыражению, готовности вести с учениками диалог, не подавляя их мнений своими «авторитетными» умозаключениями. Каждая мастерская – это поистине уникальный творческий продукт, произведение педагогического искусства. В нем, как в любом другом произведении, запечатлены личность автора, его взгляд на мир, его ценности, идеалы, убеждения, его педагогический талант. Чтобы создать мастерскую, надо быть Мастером. Но невозможно овладеть мастерством, не вступив на путь ученичества.
     Мы предлагаем вам, уважаемые коллеги, несколько уроков создания мастерской. Надеемся, что они будут полезны и тем, кто уже имеет опыт работы в данной технологии, и тем, кто еще только открывает дверь и вступает в удивительный мир под названием МАСТЕРСКАЯ.
 
     УРОК 1. ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМАЯ УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА
     Поиск путей обновления содержания и структуры урока, повышения его эффективности привел педагогов-ученых к идее проблемного обучения. Согласно исследованиям А.В. Брушлинского, А.М. Матюшкина, М.А. Махмутова, Г.И. Щукиной и др., создание учителем на уроке проблемной ситуации привлекает внимание и интерес учащихся к теме урока, пробуждает их познавательную активность.
     Проблематизация содержания обучения стала обязательным условием организации образовательного процесса во многих современных педагогических системах и технологиях. Мастерская здесь не является исключением. Поэтому первый шаг на пути создания мастерской – это определение проблемы, решение которой должно привести учащихся к построению нового знания.
     Однако проблема проблеме рознь. Поставленный перед классом проблемный вопрос, предложение учителя поразмышлять над ним могут не найти отклика у учеников, если проблема окажется неактуальной для них, «чужой», не отвечающей их личным потребностям и интересам. Иными словами, проблема, которую педагог планирует поставить во главу угла на конкретном занятии, должна быть личностно значимой для ученика, придавая тем самым определенный личностный смысл целям и обстоятельствам его учебно-познавательной деятельности.
     Понятие «личностный смысл» было введено в психолого-педагогическую науку А.Н. Леонтьевым, который определял его как «пристрастное отношение» человека к основам его бытия, к объектам реального мира, имеющим непосредственное или опосредованное отношение к его жизнедеятельности (Леонтьев А.Н., 1975).
     Б.С. Братусь определяет смысл как «субъективно устанавливаемую и личностно переживаемую связь между людьми, предметами и явлениями, окружающими человека в пространстве и времени как текущих, так и бывших или предполагаемых событий» (Братусь, 1994). Не будь этой связи, объединяющей различные действия и процессы в единую ткань душевной жизни, любая деятельность человека утратит свою целостность, «распадется и вся ткань на нитки отдельных психических процессов – памяти, восприятия, внимания, мышления, но не будет малого – ради чего запоминать, воспринимать, мыслить» (Братусь, 1999).
     Как часто процесс обучения дает сбои, когда ученику недостает этой самой «малости» – ради чего приобретать знания, изучать конкретную тему в учебном предмете! Как же обеспечить эту связь, как «окрасить» изучение темы личностным смыслом? Вопрос непростой, если учесть, что содержание урока определяется программой, учебником, задается извне, без учета сегодняшних потребностей и интересов ученика.
     «Смысл, - утверждает Б.С. Братусь, - не столько предметен, сколько межпредметен» (1999). Поэтому искать его необходимо, по-видимому, не в рамках сугубо предметного содержания учебной деятельности, а в том, что составляет его контекст, – в жизненном опыте ученика, в его реальном прошлом и настоящем, в воображаемом и ожидаемом будущем. Иными словами, смысл приобретения новых знаний может заключаться в их жизненной необходимости для решения разного рода задач, которые возникают перед человеком в разных жизненных ситуациях, в различных видах духовной и социокультурной деятельности.
     Истоки смысла, считает Д.А. Леонтьев, следует искать в жизненном мире субъекта. Данное понятие трактуется им как «организованная совокупность всех объектов и явлений действительности, связанных с данным субъектом жизненными отношениями» (Леонтьев Д.А., 2003). В свою очередь, жизненное отношение – это «объективное отношение между субъектом и каким-либо объектом или явлением действительности, характеризующееся потенциальной возможностью качественно определенной формы взаимодействия между ними» (Д.А. Леонтьев, 1999). Конкретизируя данное понятие, В. Дильтей пишет: «Жизненные отношения исходят от меня по всем направлениям, у меня есть известные отношения к вещам и людям, известные позиции по отношению к ним, я исполняю их требования по отношению ко мне и ожидаю чего-то от них. Одни содействуют моему счастью, делают мое бытие шире, усиливают меня, а другие производят на меня давление и ограничивают меня. И при определенности того или другого движения вперед в известном направлении человек всегда замечает и чувствует эти соотношения. Друг – для него сила, возвышающая его собственное существование, каждый член семьи занимает определенное место в его жизни, и все, что его окружает, он понимает как жизнь и дух, которые в этом окружающем объективировались. Скамья у двери его жилища, тенистое дерево, дом и сад получают все свое значение и силу в этой объективности. Так жизнь каждого индивидуума творит сама из себя свой собственный мир» (В.Дильтей, 1995).
     Жизненный мир субъекта и мир объективной реальности не есть одно и то же. В жизненный мир субъекта входит лишь та часть объективной реальности, лишь те объекты и явления, которые так или иначе связаны с жизнедеятельностью субъекта, так или иначе влияют на нее. Именно к таким объектам и явлениям и вырабатывается в ходе жизнедеятельности определенное «пристрастное» отношение, именно они – источник жизненных и личностных смыслов.
     Для педагога, конструирующего мастерскую, понимание сущности вышеизложенных понятий необходимо, прежде всего, потому, что они задают направление поиска личностно значимой учебной проблемы, которая может привлечь внимание учеников и увлечь процессом ее решения.
     Иными словами, задача формулирования личностно значимой учебной проблемы может быть решена, если педагог сумеет найти связующую нить между учебной темой, в рамках которой создается мастерская, и жизненным опытом ученика, между объектами изучения (научными фактами, явлениями, процессами, понятиями, законами и т.д.) и объектами, входящими в жизненный мир школьника. Эта связь может быть прямой или косвенной, опосредованной или непосредственной, логической или ассоциативной. В любом случае она ДОЛЖНА БЫТЬ.
     Можно предложить два пути установления этой связи. Первый – от объекта изучения к жизненному опыту ученика, второй – обратный: от актуальных для школьника вопросов, проблем, личных жизненных устремлений к содержанию учебной темы.
     Первый способ состоит в выполнении педагогом следующих действий:
 
     1. Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно. Скажем, данный вопрос изучался ранее, в младших классах, или в курсе другого предмета. Что-то ученики могли почерпнуть из различных "внешкольных" источников: книг, радио, телевидения, газет - или в результате собственных жизненных наблюдений.
     2. Предположите, в каких жизненных ситуациях ученики могли приобрести свой первоначальный опыт взаимодействия с непосредственным объектом изучения, а также с объектами, смежными с ним или в чем-то сходными.
     3. Определите, что в содержании темы будет для учеников новым, ранее им неизвестным или неосознанным.
     4. Сформулируйте для себя ответы на следующие вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них? Что в новой теме может их удивить, заставить по-новому осмыслить уже известное? Где они могут найти применение полученным знаниям? Другими словами, определите, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем занятии в мастерской.
     5. Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно значимой проблемы. Ее формулировка также может иметь характер вопроса, но заданного как бы от лица учеников.
     6. Вспомните или придумайте важную, актуальную (или просто интересную, привлекательную жизненную ситуацию), для объяснения которой или действования в которой ученику могут понадобиться те новые знания, каковыми он пока еще не обладает. Назовем ее мотивационной ситуацией, т.е. обеспечивающей возникновение познавательного мотива.
     7. Оцените качество и предполагаемую эффективность сконструированной вами мотивационной ситуации с двух позиций:
     - во-первых, способствует ли она "встрече" с основной проблемой, решение которой потребует от учащихся осуществления деятельности по приобретению новых знаний, соответствующих теме мастерской;
     - во-вторых, содержит ли она ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений. 
 
                                                                                                                                                                 далее...

© 2014 "Новое образование"
Педагогический научно-методический журнал.
Перепечатка материалов осуществляется только с разрешения редакции.
При цитировании ссылка на сайт www.nojournal.ru обязательна.