Елена Блинова. Что значит быть личностью?

 
                                                               Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той
                                                                                                            мере, в какой он сам позволяет им это.
                                                                                                                                                        Г. Гегель
 
     Что такое личность? Какие качества человека позволяют нам называть его зрелой личностью? О ком и почему мы говорим: состоявшаяся личность, формирующаяся личность, серая или яркая личность или вовсе – безликий человек?
     Для учителя, педагога эти вопросы совсем не праздные, если учесть, что современное образование ориентировано на развитие личности как приоритетную цель школы.
     Однако однозначного ответа на эти вопросы нет. В психологии существует несколько теорий личности, и авторы каждой из них расставляют разные акценты в определении данного понятия, в описании «ядра» личности и ее структуры как набора специфически личностных качеств.
     Что же делать в этой ситуации педагогу? По-видимому, не остается ничего другого, как самому определить приоритеты, расставить свои собственные акценты в определении столь сложной педагогической задачи – содействие развитию личности ученика.
     В данной статье мы предлагаем Вам, уважаемый читатель, самые разные определения личности, сформулированные представителями разных психологических школ и направлений. Однако при вдумчивом чтении Вам удастся, мы уверены, заметить не только различия, но и нечто общее в определении данного понятия. Вы справитесь с этой задачей, если попробуете выделить ключевые слова в каждом из предложенных определений. Итак…   
 
     Личность – автономное, самоуправляющееся целое, активно отстаивающее свои права и желания; ее нельзя считать пассивным физическим телом, лишь реагирующим на воздействия окружающего мира…
 
                                                                                                     Ангьял А. См.: Angyal A. A theoretical model
                                                                                                                                        for personality studies.
                                                                                                                            J. Pers., 1951, 20, p.131-132.

 

     Личность – это конкретная совокупность характеристик и стремлений, обусловливающих те общие и индивидуальные особенности поведенческих проявлений (мыслей, чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека.
 

                                                           Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. – СПб:
                                                                                                                   Издательство «Речь», 2002. С. 21.
 
     Личность как психологическое образование, как регуляторная система конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам.
 
                                                                                                   Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа,
                                                                                            строение и динамика смысловой реальности. М.:
                                                                                                                                       Смысл, 2003. С.154.
 
     Личность подобна тому мудрецу, который «не живет, в традиционном значении этого слова, – он исследует жизнь. Поэтому он стремится пережить как можно больше впечатлений, предельно расширить свой индивидуальный опыт».
 
                                                                        Назаров В.Н. Нравственная мудрость как творчество жизни. //
                                                                                                                Филос. науки. –1991. - № 11. С. 57.
 
     Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть своя позиция, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. Такой человек не просто выделяется в том впечатлении, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. В высших своих проявлениях это предполагает известную самостоятельность мысли, небанальность чувства, силу воли, какую-то собранность и внутреннюю страстность. При этом во всякой сколько-нибудь значительной личности всегда есть какой-то отлет от действительности, но такой, который ведет к более глубокому проникновению в нее. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Но личность – это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе.
     Подлинная личность определенностью своего отношения к основным явлениям жизни заставляет и других самоопределяться. К человеку, в котором чувствуется личность, редко относятся безразлично, так же как сам он не относится безразлично к другим, его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья. Как бы мирно внешне ни протекала жизнь такого человека, внутренне в нем всегда есть что-то активное, наступательно-утверждающее.
 
                                                                                         Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.:
                                                                                                                Издательство «Питер», 1999. С. 638.
 
     Личность… является носителем существующих общественных отношений и одновременно индивидуальной свободы. Индивидуальную свободу личность обретает в результате актуализации ею своих родовых сил – способности сознательно принимать решения. Для этого индивид может (или должен) обособляться от других индивидов и от общества. Таким образом, личность можно определить как индивидуальное бытие общественных отношений.
     …Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию человека, через становление системы личностных смыслов, на основе которых человек строит свое мировоззрение, свою идеологию. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на свое место в нем; мировоззрение - это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода.
 
                                                                           Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности.– М.:
                                                                                    Московский психолого-социальный институт, Воронеж:
                                                                                                                  НПО «МОДЭК», 1999. СС. 141, 142.
 
     Личность человека – наиболее обобщенная система психического отражения его жизнедеятельности.
     … «личность наиболее полно и адекватно выражается в жизнедеятельности в целом», поэтому «захватывает» также то пространство, которое занимает «индивидуальный стиль», т.е. не только личностные свойства, но и их соотношение с объективными требованиями деятельности (расширим и здесь: жизнедеятельности)».
 
                                                                           Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. – М.:
                                                                                                     Академический Проект, 2000. С. 20, 24, 33.
 
     Личность в рамках естественноисторического процесса есть человек, интериоризировавший (присвоивший, освоивший – Прим. ред.) определенные общественные… отношения и освоивший, благодаря этому, определенные социальные роли: общественные отношения + интериоризация социальные роли.
     …И если бы личность к этому уровню сводилась, у «архитекторов социализма» не было бы проблем: изменили общественные отношения, зарядили индивида сознательностью и активностью – и перед нами «новый человек». Жизнь, увы, горько посмеялась над этими рационалистическими иллюзиями. На уровне деятельности в личности выступает не интериоризированная, но собственная спонтанная активность. Именно здесь личность становится не объектом, запрограмированным под субъекта, но субъектом в подлинном смысле этого слова, реализующим собственные социальные ценности, именно ему присущий образ социальности.
     На уровне глубинного общения личность выступает в качестве сопричастности или несопричастности к духовным основам бытия: переживает ли она духовную сторону социальности или же просто функционирует в рамках человекомашинной системы и реализует собственные ценности и идеальные проекты. Человек может быть активным как исполнитель, активным в смысле спонтанности и, тем не менее, бездуховным (точнее, обладать духовным состоянием с отрицательным знаком).
 
                                                                                    Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии
                                                                                  (философские основы мировоззрения). Часть III. – СПб.:
                                                                                                                   ООО «Петрополис», 1999. С. 84-85.

     Было бы большой ошибкой считать, что личность есть животный субъект + напластования «знаний и умений», приобретенных благодаря общественному воспитанию. …Чтобы быть личностью, нужно быть …сознательным, общественно-ответственным субъектом.
                                                                                                           Гальперин П.Я. Введение в психологию:
                                                                                            Учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный дом
                                                                                                                 «Университет», 2000. СС. 200, 204.
 
     Наверняка, Вы обратили внимание, что в большинстве определений встречается слово «субъект» и синонимичные ему понятия. Что значит - быть субъектом? Вчитайтесь в следующие цитаты.
 
     Личность… не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения.
 
                                                                                                        Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т.
                                                                                                                     М.: Педагогика, 1093. Т.3. С. 315.
 
     Личность – высшая психологическая инстанция организации и управления своим поведением, заключающаяся в преодолении самого себя.
 
                                                                                     Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:
                                                                                                                                  Педагогика, 1989. С.517.
 
     Личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами, он способен также сознательно управлять и самим собой.
 
                                                                                             Божович Л.И. Избранные психологические труды.
                                                                                                                   Проблемы формирования личности:
                                                                                                                      Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.:
                                                                                    Международная педагогическая академия, 1995. С.56.
 
     Не будет ли справедливым полагать, исходя из вышесказанного, что одним из основных показателей личностной зрелости является самостоятельность человека в определении своих жизненных целей, в осуществлении самостоятельных действий по их достижению, в умении не только не подчиняться стихийно сложившимся обстоятельствам, но делать сознательный выбор своей линии поведения, управляя и собой, и, возможно, обстоятельствами?
     И тем не менее понятие «личность» не сводится исключительно к субъектности, считают специалисты. Не менее, а, быть может, более важным является и другой критерий.

                                                                                                                                                                далее...
 

© 2010 "Новое образование"
Педагогический научно-методический журнал.
Перепечатка материалов осуществляется только с разрешения редакции.
При цитировании ссылка на сайт www.nojournal.ru обязательна.