Бумажный дождь на ниве просвещения... Какими будут всходы?

     В настоящее время в образовании появилось много интересных нововведений: ФГОС, индивидуализация, ИКТ, современные образовательные технологии. Все они призваны сделать работу учителя интересной, творческой и эффективной. Вот только на их освоение и внедрение у учителя нет времени — его крадёт без остатка массовое бумажное творчество.
     По словам коллег, много лет проработавших в школе, объём бумажной работы современного учителя увеличился в несколько раз. Вот лишь неполный список документов, которые мы заполняем: классный журнал; электронный журнал; план воспитательной работы на год (с анализом работы, проделанной в прошлом году, социальным паспортом и характеристикой класса, ожидаемыми результатами); список детей по годам рождения; ежедневная посещаемость школы и причина отсутствия ученика; посещение детьми кружков; календарно-тематическое планирование уроков; сводная ведомость оценок за четверть; анализ успеваемости учащихся; список учеников с одной «тройкой» или «четвёркой» за четверть и планирование работы с каждым из них в следующей четверти; лист-график учебных достижений, с указанием в конце каждой четверти того уровня, которого достиг ребёнок по каждому предмету; данные об успеваемости, качестве знаний, средний балл по предмету, уровень обученности по итогам четверти, полугодия и года; технологические карты выявления качества обучения учащихся по каждому предмету; информация о достижениях учеников за прошедший учебный год; отчёт о проведенном родительском собрании; акт посещения каждой семьи учащихся класса (дата, цель посещения, подпись родителей о том, что учитель у них действительно был); ведомость сбора денег на школьное питание, в которой ежедневно отмечаются ученики, питающиеся бесплатно, указывается сумма еженедельной платы за питание класса в школьной столовой; сведения о желании родителей сделать прививки детям или отказ от них. И это только часть того, чем ежедневно занят учитель.
     Работая в начальной школе, как объяснишь маленькому человечку, что тебе надо срочно, до обеда, сдать отчёт, о котором тебе только что сообщили! Представьте картину: «Дети, вы тут пока посидите, а я пойду отчёт делать».
     Самое печальное, что и работа учителя очень часто стала оцениваться по умению вовремя и «красиво» заполнить бумажки. Все они нужны, оказывается, для того, чтобы проверяющие инстанции могли объективно оценить качество работы педагога. «Объективно» — это значит: педагог обязан подкрепить каждое своё действие соответствующим документом, графиком, таблицей.
     Думаю, очень скоро это скажется на качестве образования наших детей. Ученики у нас будут безграмотные и невоспитанные — зато отчётность в порядке!
     Как поступать в такой ситуации педагогу, который не видит своей жизни вне школы, который с нетерпением ждёт нового учебного года, по дороге на работу ещё и ещё раз продумывает все этапы урока, радуется успехам детей и всегда стремится поддержать их в удачах и неудачах? Где же найти ему время для осуществления своих чаяний: научить детей творить, думать, мечтать, воплощать свои замыслы в жизнь? И какой тогда смысл в разнообразных методиках, технологиях, ФГОСах, если дети «мешают» учителю, потому что у него отчётность «горит»?!

Ольга Федотова

© 2015 "Новое образование"
Педагогический научно-методический журнал.
Перепечатка материалов осуществляется только с разрешения редакции.
При цитировании ссылка на сайт www.nojournal.ru обязательна.